«Создание систем управления знаниями – решающий фактор инновационного развития высокотехнологических компаний»
«Создание систем управления знаниями – решающий фактор инновационного развития высокотехнологических компаний»

В Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» в учебном плане всех направлений института ядерной физики и технологий при поддержке гранта Фонда появился курс на русском и английском языках «Управление ядерными знаниями». О курсе рассказывает автор, доцент института, кандидат технических наук Евгений Куликов, который стал победителем Стипендиальной программы Владимира Потанина 2015-2016 гг..

Евгений Геннадьевич, чем была вызвана необходимость разработки нового курса для студентов магистратуры? В чем его инновационность?

Управление знаниями (УЗ) как самостоятельное направление работ наиболее явно проявилось в ядерной отрасли в ответ на старение кадров, когда то поколение, которое проектировало, вводило в эксплуатацию и в начале эксплуатировало атомные электростанции (АЭС) по всему миру, достигло пенсионного возраста. Методы и средства УЗ по сбору и передаче знаний от стареющих кадров молодому поколению, пришедшему им на смену, приобрели большое значение на предприятиях ядерной отрасли. Несмотря на то, что УЗ с успехом продолжают использовать для передачи знаний между поколениями, эта работа имеет более широкий спектр применения, существенный как в течение всего срока службы ядерных установок, так и по его истечению.

Ядерные знания создавались и накапливались в течение десятилетий. Эти знания являются результатом как исследований и опытно-конструкторских работ, так и промышленного применения ядерных технологий, и включают как энергетическое, так и неэнергетическое применение. Учитывая усилившееся во многих странах понимание важности управления ядерными знаниями, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) включило требования к системе управления знаниями в свои нормативные документы, в которых подчеркивается, что создание и развитие систем управления знаниями является важным фактором повышения безопасности и эффективности АЭС, решающим фактором инновационного развития высокотехнологических компаний во всем мире.

Очевидно, что управление знаниями в такой области, как ядерная энергетика, задача очень сложная. Эта сфера требует комплексного подхода, а также больших затрат, порой предполагающих существенную финансовую поддержку государства. Жизненный цикл знаний включает в себя выявление, обмен, распространение, сохранение, передачу, а также защиту знаний. Он влияет практически на все организационные процессы: управление персоналом, коммуникации и информационные технологии, системы документооборота, управленческие подходы, а также корпоративную и государственную стратегию в целом.

Курс «Управление ядерными знаниями» предназначен для студентов старших курсов, магистров, аспирантов инженерно-физических специальностей, а также для научных работников и инженерного персонала организаций, осуществляющих деятельность в области мирного использования атомной энергии. Курс знакомит с основными подходами и принципами в управлении знаниями, с применением конкретных технологий, документов, методик. После изучения курса студенты смогут применять на практике основные подходы, методы и средства управления знаниями как ключевым ресурсом на предприятиях ядерной отрасли.

Как вы оцениваете результаты проекта? Работает ли курс в новом учебном году? Насколько он востребован у магистрантов?

Результатами проекта является учебно-методический комплекс дисциплины «Управление ядерными знаниями», а также презентации всех лекционных занятий на русском и английском языках. Помимо этого, выпущено первое в России учебное пособие по данной тематике. Снят видеокурс на английском языке, который размещен на платформе дистанционного образования EdX https://www.edx.org/course/knowledge-management-nuclear-energy-mephix-mephi002x (в настоящее время на курс записано более 1000 человек из более 100 стран мира) и на обучающей платформе МАГАТЭ CLP4NET.

Курс «Управление ядерными знаниями» работает в новом 2017/2018 учебном году. Его посещают две группы специалитета и пять групп магистров (в общей сложности 84 студента). Занятия проводятся как в очном режиме, так и режиме видеоконференций с привлечением экспертов МАГАТЭ. Одна из групп магистров – иностранцы (шесть студентов из Нигерии). Они, помимо прочего, используют видеоматериалы на платформе EdX.

Изменилось ли что-либо в вашей профессиональной жизни после встречи с Фондом?

Фонд помог реализовать новый учебный курс, который имеет существенный успех. В процессе разработки этого курса я познакомился с выдающимися сотрудниками МАГАТЭ.

Публикации по теме

  • Разработано и опубликовано учебное пособие на русском языке: Н.И. Гераскин, А.Н. Косилов, Е.Г. Куликов, А.Н. Толстенков. Управление знаниями в ядерных организациях: Учебное пособие. Москва: НИЯУ МИФИ, 2015. 408 с. Планируется перевод пособия на английский язык.